С. В. САННИКОВ
Истинна ли Библия? Этот вопрос волнует многих людей. Соответствует ли действительности то, что говорит Библия о людях, их истории и поведении, о вселенной и ее устройстве, о законах мироздания? Не искажает ли Библия образ Божий, Его волю и свойства?
Сотни ученых, особенно на протяжении двух последних столетий, тщательно изучали библейские тексты. Ниже, обобщенные и сгруппированные, приводятся результаты этих исследований, взятые из различных книг и брошюр.
Свидетельства авторитетов
Не только мы, люди конца XX века, рассматриваем проблему истинности Священного Писания. Многие из тех, чьи имена запечатлены в истории и авторитет которых достаточно высок в глазах всего человечества, высказывались об истинности Библии.
Климент Римский: "Священное Писание является истинным словом Святого Духа".
Профессор Гауссен:
"Священное Писание от Бога в самом языке своем".Галилей: "Священное Писание не может ни в коем случае говорить ложь или ошибаться; изречения его абсолютны и неприкосновенно истинны".
Фарадей: "Я поражаюсь, почему люди предпочитает блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудную книгу откровения?"
Профессор К.М. Макинтош: "Чем больше я изучая Библию, основу истинной религии, тем более убеждаюсь в ее Божественном происхождении и авторитетности".
Ч. Диккенс: "Знай, друг мой, что это совершеннейшая из всех книг, которые когда-либо существовали и будут существовать! Она исходит от самого Христа".
Ф.И. Достоевский: "Господи! что за книга это Святое Писание, какое чудо и какая сила даны с нею человеку!"
И.В. Гете: "Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого знания раскрываются до высшей степени, но ничто не сможет заменить Библию; она основа всякого образования и всякого развития".
В.Г. Белинский: "Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги, в сознании ее живых, вечно непреходящих глаголов".
Можно было бы приводить высказывания сотен выдающихся художников, философов, физиков, биологов, историков, астрономов и т.д. Все они согласны, что Библия является неоценимым богатством человечества.
Принимать ли во внимание эти мнения? Безусловно — принимать, но в той мере, в какой мы вообще можем принимать во внимание какие-либо мнения людей.
Свидетельство здравого смысла
Если человек убежден, что Бог существует, а в это верит подавляющее большинство современных людей, то он вынужден, глядя на окружающий мир и на самого себя, согласиться с тем, что Бог заботится о нем и любит его!
Эта любовь проявляется в том, что Бог позаботился о всех материальных нуждах человека: устроил Землю с ее ресурсами, климатом, составом атмосферы и т.д., обеспечил человека необходимыми органами чувств, разумом. Но у человека есть духовные, вечные нужды. Логика подсказывает, что если Бог так заботится о временном, то тем более Он позаботится о вечном.
В силу своей природы Бог должен позаботиться о том, чтобы указать человеку разрешение проблемы греха, дать нормы и правила поведения, раскрыть Свою Божественную волю. Бог не мог оставить человека блуждать во тьме в столь важных вопросах.
Если же Бог дал все это хотя бы одному человеку, Он не мог не позаботиться о том, чтобы сохранить это откровение в истине и сделать его доступным всем или хотя бы многим людям. Шеуд в "Догматическом богословии" пишет: "Невероятно, что Бог откроет какой-то факт или какую-то доктрину человеческому уму и не сделает ничего, чтобы сохранить точное изложение его".
Таким образом, глядя только на окружающей мир и имея здравые рассуждения, можно с неизбежностью прийти к выводу, что должна существовать истинная книга, данная Богом. Какая же это книга? На это можно получить ответ в результате последующего анализа.
Безусловно, все сказанное выше построено на логике и на опыте житейских наблюдений и потому не безупречно. Насколько же можно этому доверять? Только в той мере, в какой мы вообще способны доверять своим наблюдениям, логике и умозаключениям.
Свидетельство Иисуса Христа
Господь сказал: "Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках, и в псалмах" (Лк. 24,44) и "...не может нарушиться Писание" (Ин. 10,35). С какой печалью Он смотрел на учеников, недостаточно доверяющих Священному Писанию: "О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!" (Лк. 24,25).
Христос настаивал на непогрешимости Писания: "Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5,18). Иисус ни разу не указал на ошибки в Священных Писаниях. Безусловно, если бы они были, если бы в Ветхом Завете истина скрывалась в оболочке миФов и легенд, как считают современные христианские рационалисты, то Христос несомненно предупредил бы об этом Своих последователей.
Многое из того, что говорил Христос и Его ученики, уже исполнилось. Часть исполняется на наших глазах. Христос указал на сошествие Духа Святого и Его функцию: наставлять на всякую истину и открывать грядущее. Этим Иисус обеспечил богодухновенность Нового Завета. Таким образом Христос гарантировал истинность Священного Писания.
Можно ли верить Иисусу Христу? Безусловно можно. Мы верим Ему не только потому, что знаем Его как Сына Божия и Самого Бога, но и потому, что никто до сего дня не смог уличить Его во лжи.
Свидетельство самого Писания
Библия заявляет, что она — Слово Бога. Г.К. Тиссен в лекциях по систематическому богословии указывает, что более 3800 раз авторы Ветхого Завета пользуются выражениями "Так говорит Господь", "Слово Господне такому-то", "Господь сказал". В Новом Завете также постоянно встречается выражение "Истинно, истинно говорю вам: небо и земля прейдут, а слова мои не прейдут" и т.п.
Книги Библии постоянно подтверждают одна другую. Апостол Петр ссылается на послания апостола Павла (2 Пет. 3,15) и ставит их наравне с другими Писаниями. Апостол Павел утверждает, что "все Писание богодухновенно (2 Тим. 3,16). Библия верно говорит обо всем, что поддается объективной, проверке. И в том, что эти утверждения верны, человечество уже убедилось.
Рассмотрим три направления истинности Библии.
Достаточно иметь только саму Библию и внимательно изучить ее, чтобы увидеть три внутренних признака, указывающих на достоверность ее текста.
Характер библейского повествования
Смелость притязаний Библии на истину, авторитетность всех библейских заявлений, искренность и ясность библейского языка ошеломляют читателя и подводят к мысли о том, что такая книга не может быть ложной.
Библия устанавливает высокие морально-нравственные идеалы, совершенно неестественные для человеческого сознания той исторической эпохи, в которую они были даны. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что эта этическая система дана людям свыше.
Сообщаемые Библией сведения о Боге соответствуют доступному нам опыту богопознання и опыту общения с Богом как Триединой личностью. Библия говорит о Божием акте творения, грехопадении людей и их последующем спасении .Очерчивает цели Божий по отношению к Израиля и Церкви. Безбоязненно свидетельствует о воскресении мертвых, тысячелетнем Царстве Христа, вечности.
Библия — единственная в мире книга, говорящая о назначении вселенной. Как заметил Поние в книге "Вдохновение и авторитет Библии", "только Господь, для Которого время не имеет значения, может взглянуть на назначение всей вселенной".
Единство и внутренняя гармония библейских книг
Библия содержит 66 книг, написанных примерно 40 мужами Божиими на протяжении 1600 лет (самая ранняя — Пятикнижие — ок. 1500 г. до Р.Х.; самая поздняя — Откровение — ок. 100 г. по Р. X.). Люди, писавшие эти книги, были расселены по разным странам. от Египта до Вавилона, занимали разное общественное положение (Даниил — высочайший государственный деятель, Амос — пастух), говорили на разных языках (иврит, арамейский, греческий), но написали части, составившие единую по содержанию и замыслу Книгу.
Это единство проявляется в общем нравственном стандарте, развивающемся по мере развития человечества, в едином плане спасения людей. Новый Завет логически вытекает из Ветхого, продолжая его на качественно новом уровне. И в то же время Ветхий Завет объясняется в Новом. "Потерянный рай" первой книги — Бытия — становится "Возвращенным раем" последней книги — Откровения. Если на первых страницах Библии закрываются врата к древу жизни, то на последних страницах они распахнуты вновь.
Все 66 книг Библии не противоречат друг другу, а прекрасно гармонируют. Например, Христос является Божеством и у синоптиков, и у Иоанна. Павел и Иаков не противоречат друг другу, а представляют веру и дела с различных точек зрения.
В отличие от магометанских, зороастрийских и буддийских книг, представляющих в основном собрание разнородного материала без начала и конца, Библия представляет собой органическое единство и целостность. Доктор М.Р. де Гаан в "Круге христианского чтения" восклицает: "Можно ли представить себе... людей, написавших независимо друг от друга на протяжении свыше полутора тысяч лет по одной-другой нотной строке, чтобы, при соединении их в одно целое, получился гениальный музыкальный шедевр?!" Только Бог мог сообщить Библии такое единство, а потому Библия — это истинное Слово Божие.
Добросовестность библейских писателей
Нам известны имена 26 мужей Божиих, писавших книги Ветхого и Нового Завета. Вспомним некоторые из них: Моисей, Самуил, Исайя, Иеремия, Ездра; новозаветные писатели Матфей, Иоанн, Марк, Лука, апостолы Иоанн и Павел.
Все, что мы знаем о жизни писателей Библии из самого Писания, еврейской традиции к христианского предания, с очевидностью свидетельствует, что они были людьми добросовестными. В писаниях они не скрывают даже свои грехи: Моисей описал свое падение в Масифе, Петр не скрыл от евангелиста Марка свое отречение и т.д.
На их честность указывает и тот факт, что свидетельство не было для них безопасным: они ставили под угрозу свои житейские интересы, социальное положение, материальное преуспеяние и даже саму жизнь. И большинство из них подтвердили истинность своего свидетельства печатью мученичества. Исайя погиб, перепиленный деревянной пилой за свои пророчества, Моисей должен был умереть на горе Нево, не войдя в землю обетованную; апостолу Павлу отсекли голову; апостол Петр распят на кресте за свидетельство об Иисусе; Матфей, Лука, Марк понесли тяжелые страдания за свои слова. Что же могло побудить их придумывать "благочестивый обман", как пишет А. Карташов в "Ветхозаветной библейской критике"? Как могли они придумать историю, которая осуждала бы лицемерие и ложь, выступала бы против унаследованных от отцов верований и за которую приходилось бы платить столь высокую цену?
Несомненно, они писали правду!
Чтобы судить о достоверности любого древнего манускрипта, необходимо провести библиографическую проверку, которая заключается в рассмотрении последовательности текстов, а также историографическую проверку, рассматривающую историю возникновения, сохранности, распространенности изучаемого документа. Такие проверки интенсивно проводятся над Библией на протяжении последних нескольких столетий.
Сохранность текста Библия
Если сравнить манускрипты библейских книг и классической литературы по количеству копий, по времени, отделяющему копию от оригинала, по серьезности и объему проведенных над текстом критических работ, то легко убедиться, что библейские манускрипты стоят вне всякой конкуренции. Например, до нас дошло 250 манускриптов Горация, 193 манускрипта Софокла, 50 — Эсхила. При этом от оригиналов их отделяет: у Горация — 700 лет, у Эсхила — 1500, у Софокла — 1400 лет. Но никто не сомневается в их подлинности. Никто не оспаривает достоверность "Поэтики" Аристотеля, представленной всего пятью рукописями, имеющими разрыв с подлинником в 1400 лет, "Истории Галльских войн" Цезаря: 9 рукописей с разрывом в 900 лет и других редких документов.
В области изучения классической литературы главная трудность состоит в недостаточном количестве копий. При изучении книг Библии возникает противоположная трудность — в массе материала можно потеряться.
В настоящее время человечество имеет более 24 тысяч рукописей только Нового Завета. Сэр Ф. Кенион, директор и главный библиограф Британского музея высказал такую мысль: "Разрыв во времени, отделяющий первоисточник от самого раннего из известных нам списков, настолько велик, что им можно пренебречь. Можно утверждать, что подлинность и единство книг Нового Завета окончательно установлены".
Ф.Ф. Брюс в книге "Документы Нового Завета" пишет: "Ни для одной группы произведений древней литературы не существует такого обилия достоверных текстов, как для Нового Завета". По числу рукописных текстов вслед за ним идет "Илиада" Гомера. Оба произведения цитировались и использовались как буквари, по которым учились читать разные поколения школьников. К обоим были составлены словари и комментарии, оба широко использовались как источники аллегорий, подражаний и дополнений. Как и Новый Завет, "Илиада" считалась священной книгой в древней Греции.
Древнейший список "Илиады" написан ок. 400 г. до Р.Х. (всего имеется 643 списка), древнейшая рукопись Нового Завета — ок. 125 года по Р.Х. (всего 2400 списков). Время до оригинала: Гомер -500, а Новый Завет — примерно 30 лет. В "Илиаде" около 15600 строк, в Новом Завете 20000 строк. Сомнению подвергаются всего 40 строк Нового Завета, в то время как в "Илиаде" 64 строки.
Библиографическую проверку книг Ветхого Завета благодаря кумранским находкам можно считать сделанной уже весьма основательно.
В настоящее время частично или полностью найдены все книги еврейской Библии, кроме книги Есфирь. Некоторые книги представлены многими копиями, например: 12 манускриптов книги Исайя, 10 списков книги Псалмов и т.д. К ним не прикасалась рука христианского переписчика, однако текст всех пророчеств о Христе передан в той же редакции, что и в христианских рукописях.
Сравнивая результаты библиографической проверки библейских текстов и текстов других книг, претендующих на звание священных и богодухновенных, можно легко заметить превосходство Библии.
Авеста или Зенд-Авеста (Зенд — более поздний комментарий). Это священная книга зороастрийцев. Наиболее ранние части ее датируются XVIII (иногда X) веков до Р.Х. Сам Зороастр, прославленный философ древней Персии, жил ок. 500 г. до Р.Х. Первоначально имелось около 20 книг, составляющих Авесту. В настоящее время сохранилось только три: "Ясна" (молитвы), "Висперед" (литургические воззвания к разным богам) и "Зендидад" (книга законов).
Подавляющее большинство книг буддийской литературы утеряны. Из многочисленных книг Вед до настоящего времени сохранилась только "Тройная наука", состоящая из Ригведы (хвалебные гимны), Самзеды (псалмы) и Яджурведы (молитвы), а также более поздняя Атхарваведа и некоторые комментарии — брахманы. Древнейшие части Вед датируется приблизительно Х веком до Р.Х. "Трипитаки" — священная книга буддизма, состоящая из Винайя-Питаки, Сутта-Патаки и Абидаимы, дошла до нас полностью только в так называемом "Паллийском каноне", который, по утверждению буддийского историка Маханамы, был составлен примерно в 80 г. до Р.Х.
Таким образом, хотя эти книги и почитались священными и их оберегали и хранили, они не смогли пронести сквозь века и поколения свои реликвии. Если бы Библия была человеческим творением, ее, несомненно, постигла бы та же участь!
Критики часто говорят о подменах в библейских текстах. Однако до настоящего времени никто из них не нашел и не опубликован другого текста какой-либо книги Священного Писания, хотя они часто говорят, что Библия изменялась и переписывалась в зависимости от желания священнослужителей и нужд исторической эпохи. Если бы это было так, то где хоть один манускрипт, содержащий отличное от имеющегося повествование?
Встречающиеся в некоторых древних свитках разночтения являются ошибками переписчика и не изменяют смысла, тем более, что в последующих копиях они, как правило, устраняются. Как бы суммируя все, Ф. Кенион в "Истории Библии" пишет: "Отрадно в конце концов обнаружить, что общим итогом всех новых находок рукописей и исследовательской работы стало укрепление доказательств подлинности Писаний и нашей уверенности в том, что мы располагаем цельным и истинным Словом Божиим".
Однако Библию не только исследовали, но и уничтожали. Как отмечает Банкрофт в "Христианском богословии". Библия не только приобрела благоговение и поклонение больше, нежели любая другая книга, но она превратилась также в предмет наибольшего преследования". В 303 г. император Диоклетиан своим эдиктом потребовал, чтобы предавали огню каждую найденную копию Библии. Сколько ценнейших рукописей было уничтожено! Он считал, что положил конец Священному Писания и повелел отчеканить монету с надписью "Христианская религия погибла, а поклонение богам восстановлено". Но всего через 10 лет Константин взошел на престол и превратил христианство в государственную религию.
В средние века чтение Библии мирянам было вообще запрещено, а во многих странах за чтение Библии на родном языке верующие предавались смертной казни. История борьбы с Библией простирается и до нового времени. Так в 1825 году в России по указу императора Николая I в печах кирпичного завода было сожжено несколько тысяч Пятикнижий на русском языке. Но то, что Библия устояла, и сегодня ее читают миллионы верующих на сотнях языков, подтверждает ее силу и истинность как Слова Божия.
История и распространенность Библии
Хранение и передачу Своих откровений Бог поручил Израилю и облек в большинстве случаев в форму исторической летописи и предания отцов. Для каждой нации вполне естественно хранить свои предания. Но летописи всех народов отличаются от летописей Израиля тем, что они передают прошлое исключительно в хвалебных тонах, а если и упоминают об ошибках, то находят им многочисленные оправдания. К примеру, знаменитая русская летопись Нестора "Повесть временных лет" пестрит "великими", "храбрыми", "мудрыми" князьями и военачальниками. Аналогично выглядят скандинавские Саги и летописи других народов. И только предания, хранящиеся в Израиле, составляют исключение.
Из них мы узнаем, что все патриархи Израиля были с недостатками. Когда Израиль начал свое существование как нация, история его поистине плачевна. Книги пророков полны разных обличений и горьких упреков в адрес Израиля. И невольно напрашивается вопрос: почему в течение тысячелетий Израиль с жгучим рвением хранит и боготворит обличающие его Писания? Если бы они не охранялись Богом, то можно не сомневаться, что в Израиле нашлись бы люди, которые уничтожили бы документы позора их отцов и написали бы новые летописи — хвалебные, как и у других народов.
Библия обличает не только евреев, но и все человечество, а оно увеличивает количество библейских копий в невероятных размерах... Уже несколько столетий Священное Писание является бестселлером. Общее же количество ее экземпляров, большая часть которых распространяется безвозмездно, не поддается исчислению.
Библия занимает также первое место в мире по переводу на другие языки. В настоящее время она частично или полностью переведена более чем на 1660 языков, и скорость переводов возрастает. Только немногим более одного процента жителей земли не имеют Библию на родной языке.
Столь необычная история и распространенность указывают на авторитет Библии как истинного Слова Божия.
Библия много говорит об окружающем нас мире. Она часто повествует о явлениях и закономерностях, проверяющихся путем опытно-научного познания.
Археологическая и географическая точность Библии
В XIX веке библейская критика подвергла сомнению большинство исторических указаний Библии. Однако в наши дни выдающийся американский археолог Палестины Вильям Ф. Албрайт в книгах "Археология Палестины" и "Библейский период от Авраама до Ездры" доказал истинность многих исторических событий, описанных в книге Бытие. Например, подвергавшаяся ранее сомнениям битва четырех царей против пяти в районе Мертвого моря (Быт. 14) теперь считается несомненной. Потоп, о котором сообщается в книге, подтверждается не только преданиями всех народов, но и свидетельствами археологии. Сэр Л. Вулли доказал древнюю славу Ура Халдейского и историческую реальность домоисеевых брачных обычаев, которые ранее смущали многих историков. С 1899 по 1917 гг. немецкий археолог Р. Колдевей раскопал развалины Вавилона и представил доказательства, что Навуходоносор был создателем величия этого города, как и описано в книге Даниила. Как известно, в настоящее время Вавилон реконструируется в своей былой славе и превращается правительством Ирака в город-музей. Иракское правительство намерено создать в нем международный туристский центр.
Немецкий журналист Карам в книге "Боги, гробницы, ученые" увлекательно описывает, как французские и английские археологи, пользуясь исключительно библейскими повествованиями, нашли и раскопали Ниневию — столицу древней Ассирии.
Все исторические сведения Библия предельно точны. Так, экспедиция доктора Я.Г. Кайла в 1928 г. доказала местонахождение города Содома в южной части Мертвого моря и города Сигор — на противоположной стороне. Геология этого места свидетельствует об огненной катастрофе , произошедшей здесь ок. 2000 г. до Р.Х.
Долгое время историки говорили о хеттеях, которые 46 раз упоминаются в Библии, что такого народа никогда не было. Но вот археологи нашли много хеттейских записей, свидетельствующих, что это был один из великих народов древности, живший на севере Малой Азии. В настоящее время раскопан город Кархамис (Иер. 46,2), бывшая столица одной из хеттейских областей). Дж. Гарстант в статье "Хеттеи" писал: "Теперь видно, что он был великим третьим народом, рядом с Египтом и Ассиро—Вавилонией".
Удивительный факт обнаружил Дж. Гарстанг, директор Британской археологической школы в Иерусалиме, который производил раскопки Иерихона в 1929-36 гг. В документе, подписанном и другими членами экспедиции, он пишет: "Нет никаких сомнений, что стены города упали в направлении наружу, и причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город". Почему этот факт необычен? Дело в том, что ни одна стена древнего города никогда не падала наружу. Под ударами нападавших стены могут упасть только внутрь. Но иерихонские стены упали именно наружу, так как они были разрушены Богом, а не людьми.
Особенно много нападок пришлось пережить книге пророка Даниила. Возможно, что слишком сильное впечатление производят исполнившиеся пророчества этой книги. Сегодня, благодаря находкам Г. Раулисона, подтвердилось царствование Валтасара и существование а Вавилоне времен Даниила древних греческих музыкальных инструментов, о которых упоминает пророк. Р. Колдевей в остатках дворца Навуходоносора нашел большой пиршественный зал, в которое происходил пир Валтасара (Дан. 5 гл.).
Доктор Н. Глюк, президент Еврейского Объединенного колледжа после многих лет исследований и раскопок в Палестине заявляет: "Можно категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие никогда не опровергало библейского утверждения. Десятки археологических находок подтвердили обвщие направления или точные подробности библейских повествований".
Естественнонаучная точность Библии
Библия является единственной древней книгой, которая точна во всех научных подробностях. К примеру, древние греки верили, что великан Атлас стоит на краю Земли и поддерживает небо неутомимой головой и руками. Индусы считали, что земля держится на спинах четырех слонов, стоящих на громадной черепахе, которая, в свою очередь, плавает в космическом море. Северобуддийская литература утверждает, что земля стоит на скале из золота и драгоценных камней, а скала покоится на необозримом море.
Библии не рассказывает подобных небылиц. В одной из древнейших книг Библии, книге Иова, сказано: "Бог повесил землю ни на чем" (Иов. 26,7). Более точного определения, даже в наш просвещенный век, не придумаешь.
Моисей, выведший израильский народ из египетского рабства, был приемным сыном дочери фараона и получил высшее египетское образование того времени. Несомненно, он хорошо знал и вавилонскую мудрость. Если бы он писал свои книги без руководства Святого Духа, первые главы Библии, описывающие творение земли и вселенной, были бы полны тех ошибок, которыми изобилуют египетские и вавилонские представления о мироздании.
Господствующие египетские воззрения того времени связаны с культом бога Озириса, сына бога Солнца, родившегося из цветка, плавающего в океане. Вавилонские представления указывают на бога Мардука, творившего и небо, и землю из тела Тиоман, богини, убитой им в борьбе.
Моисей не допустил ни одной научной ошибки. Порядок творения мира, описанный им, полностью подтверждается современной наукой. Современные астрофизики считают неоспоримым фактом, что вселенная имела начальной момент (Т=0), с которого, в результате взрыва, началось разворачивание пространства, времени и материи. Расчеты, проведенные с точки зрения теории большого взрыва, дали поразительный результат: вселенная состоит из света. Доказано, что даже в сегодняшней вселенной в 10000000000 раз больше фотонов — свободных частиц света, чем баритонов, то есть частиц вещества. Только что рожденная вселенная, как утверждают ученые, состояла только из фотонов, то есть ИЗ СВЕТА! Именно об этом написано в первых строках Библии: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет". Это произошло задолго до того, как сформировались солнце и другие звезды.
Последовательность формирования земли, очередность развития растительного и животного мира, изложенные в трудах академиков Опарина, Вернадского и других ученых, полностью соответствуют последовательности творения, описанной в книге Бытие. Почему же Моисей, писавший 3500 лет назад, не ошибся?
Моисей, не имея телескопа, не допустил и другой распространенной ошибки древних ученых. Он назвал Солнце большим светилом, чем Луна, в то время, как в Египте в его времена господствовало утверждение, что Луна больше Солнца. Моисей не написал также о Солнце, что оно — наибольшее светило, как утверждала вавилонская мудрость. Сейчас же широко известно, что есть множество светил, гораздо больших Солнца.
Кто же руководил Моисеем, который на одной страничке описал происхождение земли и вселенной и избежал бесчисленного количества ошибок, которые мог бы допустить и современный учений, если бы ему пришлось освещать этот вопрос столь же лаконично и доступно для людей всех времен и народов? Непредвзятый исследователь вынужден согласиться — Бог руководил его пером.
Пророк Иеремия смело говорит о звездах: "Неисчислимо воинство небесное и неизмерим песок морской" (Иер. 33,22). Он говорил это в то время, когда количество заезд считалось большим, но доступным исчислению. Гиппарх, основатель греческой астрономии, составил каталог 1080 звезд, и это число не подвергалось сомнению вплоть до изобретения Галилеем телескопа в XVII веке.
Новейшие учебники астрономии очень осторожны в указании числа звезд. Считается, что существует минимум 1000000000000000000000000000 звезд. Это число превосходит наше понимание. Сар Дж. Джин в книге "Звезды в своих движениях" заметил: "Во вселенной столько звезд, сколько находится песчинок на всех морских берегах нашей земли".
В книге Иова сказано о созвездиях Плеяда и Ориона: "Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяды) и разрушить узы Кесиль (Орион)?" (Иов 38,31). Сегодня астрономы знают, что звезды движутся, и вид (очертания) созвездий от этого изменяется. Известны только два великих созвездия — Орион и Плеяды — все звезды которых движутся в одном направлении, а их вид не меняется. И Священное Писание говорит о звездах этих звездных групп: "связаны вместе".
Безупречны указания Библия в области метеорологии. Екклезиаст пишет: "Идет ветер к югу и переходит к северу" (Екк. 1,6). До тех пор, пока не было возможности собрать данные со всего северного полушария и с тропиков, ученые не могли разработать теорию воздушных течений в мире. Сегодня известно, что ветровые течения действительно движутся к югу и в верхних слоях атмосферы возвращаются к северу.
Можно говорить о библейской астрономии, химии, биологии, истории, и мы еще раз убедимся, что человек, глубже познавая окружающий мир, начинает все больше и больше понимать необоснованность своих прежних критических выпадов против Библии.
Пророческая точность Библии
Одним из самых ярких аргументов, говорящих о небесном происхождении Библии, без сомнения является то, что из всего безграничного моря книг Библия — единственная книга, открывающая для нас завесу будущего.
Ни в священной мусульманской книге Коран, ни в буддийской Трипитаке, ни в зороастрийской Зенд-Авесте не содержится пророчеств о будущем городов, народов и стран, или человечества в целом.
Во все времена и во всех народах были гадатели, оракулы и другие предсказатели будущего. Они безошибочно говорят о прошлом, часто правильно предсказывают ближайшее будущее, но грядущее описывают загадочно, туманно и двусмысленно. Библия говорит о будущем ясно и определенно.
Так, в одиннадцатой главе книги Даниила предсказывается ряд международных событий: царствование Камбиза, Псевдо-Смердиса, Дария Гистаспа, Ксеркса, появление и исчезновение Александра Македонского, войны между Сирией и Египтом, интриги, успехи, поражения и амбиции разных народов. И все это сбилось.
Пророк Михей почти за 700 лет до Христа предсказал место Его рождения — город Вифлеем. При этом он не только указал город (известно несколько городов с таким названием), но и указал местность — Иудин — и добавил: Ефрафа (древнее название Вифлеема).
То, что это пророчество сказано до Рождества Христова, подтверждает общеизвестный в древности перевод Ветхого Завета — Септуагинта (семьдесят толковников), сделанный около 250 г. до Р.Х. Подтверждение времени написания книги пророка Даниила до всех описываемых в ней исторических событий, дано не только археологическими, но и филологическими исследованиями.
Пророк Иезекииль писал ок. 590 г. до Р.Х. о нападении Навуходоносора на город Тир (Иез. 26,7-11), что и случилось в скором времени, однако многое в его пророчестве казалось невероятным для исполнения. Было сказано, что ни один, но многие народы поднимутся против него; его камни, дерева и даже саму землю бросят в воду (Иез. 26,12), основания города сделаются голой скалой, и даже выметут прах его (Иез. 26,4). Он сделается местом для расстилания сетей и никогда не будет восстановлен. Осуществить такое никому не представлялось возможным.
Но в 332 г. многие народы под предводительством Александра Македонского пришли воевать с Тиром и взяли его. На месте города, действительно, осталась голая скала. Так исполняется Слово Божие.
К интересным выводам приводит сопоставление судьбы рядом стоящих городов Тира и Сидона. Пророчество о Тире предупреждало, что он никогда не будет восстановлен вновь. Сидону предсказаны страшные и многочисленные разрушения и кровопролития, но нигде не упоминается о его полном уничтожении.
Сейчас на месте древнего Тира находится Раселайн, обильный источник, дающий столько воды, что ее хватило бы для снабжения крупного современного города. Тем не менее, за прошедшие 2500 лет Тир никогда не восстанавливался. Иначе складывалась судьба Сидона. Начиная с XVII века до Р.Х., этот город служил ареной кровопролитных боев, однако всякий раз после полного разрушения он отстраивался вновь и вновь. Даже в средние века в этот город трижды входили крестоносцы и трижды — мусульмане. Кровь буквально текла по его улицам. Несчастья Сидона длились вплоть до настоящих времен. Друзы воевали на его улицах с турками, позже — турки с французами. В 1840 г. его обстреляли флоты Англии, Франции и Турции. Тем не менее Сидон, ныне Сайфа, дожил до наших дней и население его составляет 40 тысяч.
Ни один человеческий ум не мог 2500 лет назад предсказать, что Тиру суждено исчезнуть с лица земли, а Сидону — выжить. Подумаем, например, о двух соседних городах — Кишиневе и Одессе.
Какому суждено пережить века, а какому быть разрушенным? Может быть, выживут оба? А может быть, оба падут? И пророк Иезекииль с уверенностью человека, говорящего от имени Господа, заявил, что Тир падет, а Сидон переживет века. Так и произошло.
Удивительно точно исполнилось пророчество Наума о Ниневии, столичном городе Ассирии, расположенном на реке Тигр. Этот город был обнесен стеной до 50 метров высотой и шириной, позволяющей проехать трем колесницам. Вдоль стен было построено 1500 башен. Но пророк видел, что "речные ворота отворяются, и дворец разрушается... Ниневия была как пруд, полный водой... огонь пожрет запоры твои... нет врачества для раны твоей" (Наум. 2,6-8; 3,13; 19).
Во время осады Ниневии мидянами и вавилонянами в 607 г. до Р.Х. (больше чем через 150 лет после пророчества) река внезапно поднялась и сделала "всепотопляющее наводнение" (Наум. 1,8), в результате которого унесло один угол стены. Через эти ворота хлынула вода, разрушая основание дворца, достроенного из высушенных на солнце кирпичей. Царь и свита были пьяны, как и предсказывалось (Наум. 3,11) и, сознавая приближающуюся гибель, сложили погребальный костер и умерли в пожравшем их огне (Наум. 3, 15). После этого Ниневия никогда не была отстроена, местонахождение ее забыто, и до 1845 г. сам факт ее существования подвергался сомнению некоторыми ревнителями библейской гиперкритики.
Точно так же исполнилось пророчество о Вавилоне, размеры укреплений которого были поистине грандиозны. Его площадь составляла около 500 кв. км, длина и ширина стен — 22 км и 20 м. Город был окружен рвом шириной 9 метров и двойными стенами. Внешняя стена имела высоту до 1ОО метров. По ширине стены города могли пройти в ряд 8 колесниц (10 современных автомобилей). Во внешней стене было 100 ворот из бронзы. Над стеной на высоте 30 метров возвышались 250 сторожевых башен. Но падение Вавилона было предсказано Исайей (гл. 13, 14) и Иеремией (гл. 51).
В 539 г. до Р.Х. персы решили осадить Вавилон. Они видели, что штурмом его взять невозможно. В это время к ним в лагерь явились два вавилонских перебежчика — Горбий и Гадат. Тогда же советник царя Кира Хрисант заметил, что река Евфрат протекает прямо под мощными стенами и что ее русло достаточно широко и глубоко для прохода армии. Кир повелел своим воинам выкопать огромные каналы, а перебежчикам — составить план нападения на Вавилон изнутри его стен.
Пока персы строили каналы, чтобы отвести реку от русла, вавилоняне потешались над ними. Они не подозревали, что Кир уже отвел Евфрат и входит в город под стенами, по руслу реки. Так без боя Вавилон был взят и опустошен. С этого момента начался упадок города, а во времена Селевкидов он окончательно оставлен и превращен в руины.
С такой же точностью исполнились пророчества, которые произнес Иисус Христос о галилейских городах, об Иерусалиме и его храме и т.д.
В Библии предсказаны и точно исполнились и продолжают исполняться на наших глазах пророчества о еврейском народе: его рассеяние, но сохранение как нации (Втор. 28,25), преследования и гонения на евреев (Иер. 2,16). Но предсказано также восстановление Израиля и возвращение евреев из разных стран (Иер. 31,8).
Венец предсказаний — пророчества об Иисусе Христе — Мессии мира. В Ветхом Завете предсказано каждое выдающееся событие в жизни Христа: Его родословная, время и место, обстоятельства рождения, предсказан Его Предтеча. Подробно указаны Его земное служение, Его страдание и смерть, Его воскресение и вознесение, Его второе пришествие во славе. Насчитывают более 60 уже исполнившихся пророчеств об Иисусе Христе.
В Библии также предсказана судьба Церкви Христовой, подробно описан заключительный этап в истории мира. И эти пророчества исполняются на наших глазах — внешне таким простым и естественным образом!
Все это подтверждает истинность Библии как живого и действенного Слова Божия.
Оживляющая способность и влияние на общество
Самым убедительным аргументом истинности Библии является ее воздействие на каждого отдельного человека и на общество.
Множество учений предлагают свои способы оживить разочарованную и пустую человеческую душу, но только Библия способна дать второе рождение. Об этом могут засвидетельствовать тысячи возрожденных душ во всех странах мира. Только Библия способна сделать из человека, негодного и опустившегося, хорошего гражданина и отца; из скучающего лентяя — трудолюбивого проповедника. И она делает это, если человек располагает к ней свое сердце.
Коран, книга мормонов "Знание и здоровье", Зенд-Авеста и классика Конфуция — все они обладают огромнейшим влиянием на мир. Но существует большое отличие в силе и направленности этого влияния. Вся небиблейская священная литература фактически сводится к тону, чтобы дать морально-нравственный идеал, а в лучшем случае — указать средство достижения этого идеала собственными силами.
Библия же прежде всего предлагает людям через Господа Иисуса Христа силу для того, чтобы изменить образ жизни и начать восхождение к идеалу. Она вдохновляла творческих людей на создание шедевров. Обратитесь к справочникам: гениальные произведения живописи, музыки, поэзии написаны именно на библейские темы. Она оказала свое влияние на юриспруденцию, на социальное устройство общества.
Профессор Б. Рамп писал: "Изучение Библии породило труды такой изощренности, какой нет равных ни в одной другой области знания или науки. От отцов церкви до наших дней протекает река справочников, словарей, энциклопедий, учебников. Количество книг вокруг Библии представляется бесконечным!"
Интересно проследить влияние религиозных убеждении на развитие разных стран. Индуизм сделал Индию такой, какова она сегодня. Конфуцианство и буддизм сделали Китай таким, каков он сегодня. Магометанство сделало Юго-Западную Азию и Северную Африку такими, каковы они теперь. Атеизм сделал Советский Союз таким, каков он сегодня. Христианство, основанное на Библии, сделало Западную Европу и Америку такими, какие они есть. Эти факты говорят сами за себя и говорят громко.
Где же найти книгу, которая сравнится с Библией в отношении благодатного влияния на все человечество? Только истинное Слово Божие способно оживить и так влиять на каждого человека и на общество.
С первых дней существования Церкви сатана пытался разрушить фундамент христианской веры — доверие к Священному Писанию. Первая волна нападений состояла в утверждениях, что Библия — это обычная человеческая книга, а не Слово Божие.
Практической реализацией этого утверждения было уничтожение библейских книг и презрительно-снисходительное отношение к ним.
Следующая волна нападений на истинность Библии была более коварной и тонкой. Не отвергая истинности Библии, сатана начал внушать мысль — добавить к Писанию определенные правила и установления, посредством которых удалось бы, формально не обвиняя Священное Писание в искажениях и ошибках, затемнить и отстранить его так, чтобы оно осталось истинным и действенным только само в себе, а не в сердцах последователей Христовых. Так возникло Священное предание, определяющее во многом облик и духовную жизнь исторических церквей. Это была атака на истинность, которая, казалось, во многом принесла успех.
Например, на Вселенских Соборах были приняты правила, которые как бы развивали учение Священного Писания, но на деле отвергали его. Так, 56-е правило VI Вселенского Собора (692 г.) требовало от кандидатов в епископы развода со своей женой, хотя Писание категорически запрещает развод, кроме вины прелюбодеяния. Восьмое правило VII Вселенского Собора (787 г.) гласит: "Евреев в церковь не принимать, не крестить, а оставлять их в иудейском вероисповедании..." (хотя особые случаи крещения евреев все-таки
предусматривались). В этом же духе составлено 11 правило VI Собора: "Никто не должен есть опресноки иудейские, ни вступать в содружество с ними, ни в болезни призывать их и врачества принимать от них, ни в банях вместе мыться с ними. Если кто дерзнет сие творить, — то клирик да будет извержен, а мирянин — отлучен". По этим правилам не только всю первохристианскую Церковь, но и Самого Иисуса Христа с апостолами надо было бы отлучить от Церкви, так как Он возлежал с иудеями-грешниками, ел опресноки с ними и т.д.Лаодикийский собор 367 г. принял 13-е правило: "Да не будет позволено сборищу народа избирать имеющих произвестись во священство", в то время, как первохристианская церковь всех служителей избирала из среды своей на общем собрании (Деян. 6,3). Неокесарийский собор 315 г. утверждает: "Пресвитер, если женится, да будет извержен от своего чина" (правило 1), а Священное Писание говорит, что пресвитер должен быть "непорочен, муж одной жены..." (Тит. 1,6; 1 Тим. 3,2). Подобных примеров, когда предание устраняет истинность Писания, можно привести много. Все они построены на утверждении "Истинна не только Библия!"
Так продолжалось до Реформации. Великие протестанты — Лютер, Кальвин, Цвингли и другие — вернули христианству веру в истинность Библии. Но и в самом протестантизме очень скоро начались нападения на Писания. Появилась либерально-теологическая школа изучения Библии, которая охватила и другие направления христианства. Кредо этой школы состояло в том, что Библия содержит в себе Слово Божие под мякиной мифов, заблуждений и легенд. Кстати, такой подход не чужд и некоторым нашим современникам. Например, ныне известный православный священник А. Мень пишет: "Совершенно неправильно понимать многие места Библии (например, рассказ о сотворении мира и человека) буквально, не учитывая условий их написания, их преходящей исторической оболочки. Если же мы сумеем отделить эту оболочку от ядра, от самой сущности повествования, то перед нами откроется величественное и прекрасное учение".
Подобный метод делает грешного человека судьей, способным решать, какие части Библии являются Словом Божиим, а какие истины, слова и фразы являются творением библейского летописца и не вдохновлены Богом, то есть ставит разум человека выше Писания. Такой взгляд совершенно неприемлем для истинного чада Божия и должен быть решительно отвергнут.
Либерально-рационалистические воззрения существуют в большом разнообразии, но они едины в главном — в нежелании принимать целиком и полностью истинность всего Слова Божия. Если исторические церкви уходят от истинности путем добавлений и наслоений к Писанию, то многие протестантские церкви наоборот идут путем уменьшения и усечения истинности Библии.
В наше время сатана неутомимо ищет новые пути, подрывающие веру в непогрешимость Слова Божия. Испробовав путь грубого отрицания и хитрого вычеркивания, путь добавления и уменьшения, он сегодня нашептывает многим путь произвольных толкований как способ уйти от фундаментализма. Это очень простой и, к сожалению, распространенней путь. Можно на словах верить в истинность и непогрешимость Писания, но истолковывать не только доктрины, но и фразы, изречения и даже целые повествования так искусно, что они будут в корне противоречить написанному. Индикатором такого подхода является фраза "А я так понимаю!"
Например, в главе 15 Деяний апостолов записано постановление апостольского Собора, где среди прочего указано "воздерживаться от крови и удавленины". Многие современные толкователи, прочитав эти слова, путем логически верных и остроумных построений доказывают, что это пережиток ветхого закона Моисеева, от которого апостолы еще не совсем отошли, и который к нашему времени не имеет решительно никакого отношения. "Все мне позволительно" (1 Кор. 10,23), — гордо цитируют они Павла. Такое "понимание" устраняет Писание.
Другим примером может служить поставление на служение в церквах, не испытывающих недостатка в братьях, — сестер для несения пасторского и учительского служения, хотя Писание однозначно заявляет: "Учить жене не позволяю". Приведенные здесь примеры мелки и незначительны, но в своей простоте они делают очевидным способ, которым люди искажают истинность Священного Писания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассматривая свидетельства и аргументы, подтверждающие объективную истинность Библии, надо сказать, что сила их доказательств умножается в совместном действии. Каждый из указанных фактов сам по себе не является завершающим и достаточным. Но действуя совместно, они неопровержимо я настойчиво указывают, что Библия воистину Слово Божие.
Бог не навязывает человеку эту истину, а только предлагает помощь для сомневающегося критического ума.
При этом следует помнить, что конец XX века труден тем, что сатана выпустил весь веер нападок на истинность Библии. Это такие заявления, как:
Во если человек желает выполнить волю Божию, у него нет другого выхода, как только принять всю Библию как истинное Слово Божие и покориться этому Слову.